Ученые успешно превратили стволовые клетки в предшественники сперматозоидов

Генетики из Китая заявляют о том, что им впервые удалось превратить стволовые клетки мышей в полноценные предшественники сперматозоидов, которые можно напрямую использовать для оплодотворения яйцеклеток.

Китайские генетики впервые смогли превратить стволовые клетки мышей в полноценные предшественники сперматозоидов, которые можно напрямую использовать для оплодотворения яйцеклеток, и использовали их для выращивания нового поколения грызунов, говорится в статье, опубликованной в журнале Cell Stem Cell.

"Похоже, что это действительно первый раз, когда кому-то удалось продвинуться от нуля и до живого мышонка, используя технологии выращивания сперматозоидов и оплодотворения яйцеклеток в пробирке. Это крайне восхитительный результат, если все это, конечно, правда", — прокомментировал исследование Нильс Гейсен (Niels Geijsen) из университета Хубрехта в Утрехте (Нидерланды), чьи слова приводит журнал Science.

Цзяхао Ша (Jiahao Sha) из Медицинского университета города Нанкин (Китай) и ее коллеги входят в одну из нескольких десятков групп ученых, которые в последние годы работают над созданием технологий, позволяющих превратить эмбриональные или "перепрограммированные" стволовые клетки в полноценные сперматозоиды и яйцеклетки, а также в их "предшественники".

Формирование половых клеток в организме, как показали все эти эксперименты, является крайне сложным и многоступенчатым процессом, воспроизвести который полностью до сих пор не удавалось. За последние годы японские генетики и их коллеги из США и других стран мира создавали различные прототипы будущих половых клеток, у которых был один общий недостаток – они требовали дозревания внутри половых органов самца или самки, что мешает их использованию в репродуктивной медицине.

Ша и ее коллеги смогли пройти дальше, научившись заставлять будущие половые клетки вступать в фазу мейоза – двухэтапное деление не на одну, а на четыре клетки, в ходе которого каждая из четвертинок "материнской" клетки получает не двойной, а одинарный набор хромосом.

Этого ученые смогли добиться неортодоксальным и очень трудоемким образом – они погружали наборы клеток-"заготовок" сперматозоидов в культуры тканей яичек новорожденных мышей, в которых присутствовали и отсутствовали определенные гормоны, и наблюдали за тем, что происходило с ними.

Подобная методика помогла китайским молекулярным биологам подобрать особый гормональный "коктейль", который заставлял предшественники половых клеток делиться посредством мейоза и превращаться в подобие будущих сперматозоидов.

Добавление специальных химических веществ и гормонов позволило превратить клетки в сперматиды, представляющие собой мужские половые клетки на 4-й стадии развития. На данной стадии у сперматидов отсутствуют хвосты, присущие сперматозоидам, но при этом они уже могут оплодотворять яйцеклетку. Полученные данные имеют огромные перспективы для лечения мужского бесплодия, говорят специалисты.

Получив некоторое количество таких клеток, ученые ввели их в яйцеклетки мышей и поместили в утробы здоровых самок. К их удивлению, подобная операция завершилась успешно, и мыши дали здоровое и способное к размножению потомство.

"Если эта технология будет безопасной и работоспособной и при работе с человеческими клетками, то наше открытие позволит создать принципиально новую методику искусственного оплодотворения. Сегодня многие варианты подобной помощи не подходят для некоторых семейных пар, и мы надеемся, что наш подход к выращиванию сперматозоидов повысит шансы зачать для мужчин, страдающих от бесплодия", — заключает Ша.

Источник: ria.ru