В России создали из биополимеров и клеток разлагающуюся повязку для ран

Коллектив биофизиков, биотехнологов и медиков Сибирского федерального университета разработал нетканые раневые покрытия, которые обеспечивают быстрое заживление кожных ран. Регенерация поврежденных тканей происходит примерно в три с половиной раза быстрее, чем под обычными повязками. При этом на коже не остается рубцов. Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Materials Science: Materials in Medicine.

Подобрать материал для повязки, отвечающий всем медицинским требованиям, не так просто, как кажется на первый взгляд. Он должен быть эластичным и прочным, чтобы не травмировать заживающие ткани при движениях и частых перевязках. Рана должна дышать под повязкой и оставаться влажной, клетки кожи - активно делиться, обеспечивая скорейшее закрытие повреждения, а болезнетворные микроорганизмы - нет.

Ученые из Института биофизики ФИЦ КНЦ СО РАН и Сибирского федерального университета справились со всеми вышеперечисленными задачи и даже превзошли их. Новый материал создали из биополимеров - естественного продукта жизнедеятельности бактерий. Это стало возможным благодаря технологии, которую красноярские ученые разработали чуть ранее. Они научились культивировать особый вид бактерий с большим накоплением полимера внутри клеток, а потом открыли способы его выделения и очистки.

Нетканые волокнистые покрытия получали методом электроспиннинга (электроформования). Под действием электрического поля из полимерного раствора вытягивали тончайшие нити и фиксировали на подложке, которую потом удаляли. В результате получилось нетканое пористое (на микроуровне) полотно, в котором микроволокна ориентированы произвольным образом.

«Мы создали биотехнологический эквивалент кожи, основой которого является биоразрушаемая полимерная мембрана, обеспечивающая клеткам кожи условия для роста и размножения. Затем мембраны засевали клетками соединительной ткани и накладывали на раны лабораторных крыс», - рассказали в пресс-службе Краевого фонда науки.

Клетки соединительной ткани – это живые мультипотентные стволовые клетки, которые брали у подопытных животных, а потом встраивали в материал из биополимеров. В исследовании сравнивали, как восстанавливается рана с использованием традиционной повязки, полимерных покрытий без клеток и полимерных покрытий с добавлением клеток соединительной ткани. В результате оказалось что последний вариант ускорил заживление раны почти в четыре раза. При этом произошло полное восстановление структуры кожи.

«Мы наблюдали не только поверхностное закрытие раны эпидермисом, но и формирование полноценной структуры всех слоев кожи — с восстановлением сальных желез, волосяных фолликулов. Это очень хороший результат», - прокомментировала результаты исследования доктор биологических наук Татьяна Волова.

Разработка российских ученых отвечает трем важным требованиям к материалам для тканевой инженерии: он биосовместимый, биоинертный и биоразлагаемый. То есть с одной стороны, повязка не отторгается организмом, а с другой - препятствует образованию фиброзного рубца. При этом материал постепенно разрушается и его не надо удалять с раны, травмируя ее.

«Есть препараты, которые усиливают регенерацию кожи, но, как правило, любая повязка ее немного замедляет, и эту проблему мы и постарались решить», - пояснила заведующая кафедрой медицинской биологии СФУ Екатерина Шишацкая.

Источник: medikforum.ru